296400, Республика Крым, п.Черноморское,ул.Медицинская,5. e-mail: chernomorsk-crb@mail.ru

Колл-центр:
122 , 30-029 , +7(978)068-98-72

Детская консультация:
30-020 .+7(978)009-07-20

День памяти жертв радиации

За последнее столетие человечество достигло грандиозного прогресса в технологическом развитии. Было построено огромное количество промышленных объектов, в том числе с использованием атомной энергии. К сожалению, иногда на них происходят аварии, приводящие к серьезным разрушениям и гибели людей. Чтобы почтить их память, была назначена специальная дата, во время которой проводятся ежегодные тематические мероприятия.

Международный день памяти жертв радиационных аварий и катастроф отмечается 26 апреля во всем мире. Он был установлен на саммите СНГ в сентябре 2003 года по инициативе бывшего президента Украины Леонида Кучмы. Идею поддержали в ООН, призвав своей резолюцией справлять его во всех странах-участницах организации. В 2021 году на международном уровне событие отмечают 18-й раз.

В России оно отмечается с 1993 года как День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах. 4 апреля 2012 года правительством РФ было принято постановление, изменившее название даты на День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф.

День чернобыльской трагедии – это дань уважения всем ветеранам и ликвидаторам техногенных аварий, которые, рискуя собственной жизнью и здоровьем, устраняли угрозы и последствия катастроф: пожарники, МЧС, милиция и другие службы.

История

Дата была выбрана не случайно. Именно в этот день случилась ужасная катастрофа, унесшая множество жизней и оставившая свой след в судьбах миллионов людей – авария на Чернобыльской АЭС. Особенно затронула она Украину, где непосредственно находилась электростанция, а также близлежащие территории России и Белоруссии.

В результате разрушения одного из реакторов в воздух попало большое количество радиоактивных элементов, которые ветром разнеслись на расстояние более 160 тысяч квадратных километров. Наибольшему поражению подверглись территории городов Припяти и Чернобыля, вследствие чего было принято решение о полной эвакуации населения, проживающего в 30-километровой зоне от поврежденного реактора. Наибольшую дозу облучения получили сотрудники АЭС, более 30 человек из них умерли от лучевой болезни в течение нескольких месяцев.

Пожар, возникший после взрыва, тушили местные пожарные, а также вспомогательные бригады из Киева и соседних районов. Работы проводились без специальных костюмов защиты, люди получали гигантские дозы радиации, практически жертвуя своей жизнью. Последствия аварии ликвидируют и по нынешний день: над разрушенным реактором был построен бетонный саркофаг, выполнялись работы по очистке территорий от опасных радиоактивных элементов. Все эти мероприятия проводились совместно несколькими министерствами – МЧС, армией, милицией. В наиболее загрязненной 30-километровой зоне (зоне отчуждения) за несколько лет поработало более 600 тысяч человек. Впоследствии все они получили статус ликвидатора аварии, определенные льготы, однако смертность среди них превышала нормы в десятки раз.

Многие жители сел и деревень из зоны отчуждения, несмотря на запреты, через некоторое время вернулись в родные дома. Высокий радиационный фон не оказал на них губительного воздействия, некоторые продолжают там жить и по сей день.

Как проходит День памяти жертв радиационных аварий и катастроф?

День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах отмечается 26 апреля.

К этой памятной дате приурочены выставки, траурные митинги, благотворительные акции, мероприятия в учебных заведениях. По телевидению транслируются посвященные этой теме передачи.

История и традиции Дня памяти погибших в радиационных катастрофах

Мы расскажем об истории и других традициях Международного дня памяти жертв радиационных аварий и катастроф.

В этот день в 1986 году произошла авария на Чернобыльской атомной электростанции (ЧАЭС) – крупнейшая по масштабам ущерба и своим последствиям техногенная катастрофа XX века. В ее результате произошло радиоактивное заражение территории в радиусе 30 километров.

В ликвидации катастрофы на ЧАЭС принимали участие более 650 тысяч человек со всего СССР, из которых более половины были жителями Украинской ССР.

Впоследствии они получили статус ликвидаторов аварии и определенные льготы, однако смертность среди них превышала нормы в десятки раз.

Наибольшую дозу облучения получили сотрудники АЭС, которые умерли от лучевой болезни в течение нескольких месяцев. Последствия этой аварии ликвидируются по сей день.

С предложением установить День памяти погибших в радиационных катастрофах выступили главы государств – членов СНГ на проходившем в 2001 году саммите, обратившись к Организации Объединенных Наций.

В 2003 году Генеральная ассамблея ООН поддержала это решение и призвала все страны – члены ООН отмечать Международный день памяти жертв радиационных аварий и катастроф и проводить в его рамках соответствующие мероприятия.

В России постановлением Президиума Верховного Совета РФ в 1993 году был учрежден День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах, который отмечается 26 апреля.

С 2012 года, согласно подписанному президентом РФ федеральному закону, эта памятная дата называется День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф.

На Украине отмечается День чествования участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (второе название праздника – «День ликвидатора»). Эта дата, которая учреждена в 2006 году указом президента Украины, отмечается 14 декабря.

День памяти жертв радиационных аварий и катастроф также отмечается в Белоруссии, пострадавшей в результате Чернобыльской аварии, и других странах.

Чернобыль: 9 жутких историй из радиоактивной зоны

В ночь на 26 апреля 1986года произошел взрыв на Чернобыльской АЭС, радиоактивное облако накрыло десятки стран – ветер разнес его на огромную территорию. Приблизительное число жертв достигает четырех тысяч человек. Это не только ликвидаторы катастрофы, но и те, кто погиб от облучения.

После трагедии прошло уже больше 30 лет, но события тех дней до сих пор ужасают. Мы собрали девять историй, каждая из которых могла бы стать сюжетом для фильма. Увы, все это случилось на самом деле.

Ядерный загар

Одна из страшных примет того времени — люди с «ядерным загаром». Те, кому не повезло схватить большую дозу радиации, удивлялись, почему кожа вдруг стала бурого цвета, даже под одеждой. Тело уже было повреждено интенсивным излучением. Не все догадывались об опасности: в день аварии многие и вовсе специально загорали на крышах и на речке возле АЭС, а солнце усиливало действие радиации.

Из рассказа очевидца: «Сосед наш, Метелев, часов в одиннадцать полез на крышу и лег там в плавках загорать. Потом один раз спускался попить, говорит загар сегодня отлично пристает! И бодрит очень, будто пропустил сто грамм. К тому же с крыши прекрасно видно, как там реактор горит… А в воздухе в это время было уже до тысячи миллибэр в час. И плутоний, и цезий, и стронций. А уж йода-131! Но мы-то этого не знали тогда! К вечеру у соседа, что загорал на крыше, началась сильная рвота, и его увезли в медсанчасть, потом дальше — в Киев. И все равно никто не заволновался: наверное, перегрелся мужик. Бывает…»

Врачи, которые принимали первых облученных, именно по «ядерному загару» определяли наиболее пострадавших.

Невидимая смерть

Авария на ЧАЭС застала всех врасплох. Никто не знал толком, как реагировать на бедствие подобного масштаба. Власти не только скрывали полную информацию, но и сами оказались не способны быстро и адекватно оценить обстановку. В стране не существовало системы, которая отслеживала бы  реальном времени информацию о радиационном фоне на обширных территориях.

Поэтому в первые дни после аварии люди, уже находящиеся в зоне поражения, еще не знали об опасности.

Из рассказа очевидца: «26 апреля в Припяти был день как день. Я проснулся рано: на полу теплые солнечные зайчики, в окнах синее небо. На душе хорошо! Вышел на балкон покурить. На улице уже полно ребят, малыши играют в песке, старшие гоняют на велосипедах. К обеду настроение стало и вовсе веселым. И воздух стал ощущаться острее. Металл — не металл в воздухе… что-то кисленькое, как будто батарейку от будильника за щекой держишь».

Из рассказа очевидца: «Группа соседских мальчишек поехала на велосипедах на мост, откуда хорошо был виден аварийный блок: хотели посмотреть, что там горит на станции. У всех этих ребятишек потом была тяжелая лучевая болезнь».

Первое краткое официальное сообщение о ЧП было передано 28 апреля. Как потом объяснял Михаил Горбачёв, праздничные первомайские демонстрации в Киеве и других городах решили не отменять из-за того, что руководство страны не обладало «полной картиной случившегося» и опасалось паники. Люди с шариками и гвоздиками гуляли под радиоактивным дождем. Только 14 мая страна узнала об истинных масштабах катастрофы.

Гибель первых пожарных

О серьезности ЧП на четвертом энергоблоке не знали и пожарные, которые первыми прибыли на вызов. Они понятия не имели, что дым, поднимающийся над горящим реактором, чрезвычайно опасен.

Они шли на смерть, не понимая этого. Мощность излучения от обломков из активной зоны была около 1000 рентген в час при смертельной дозе в 50. Плохо пожарным стало почти сразу, но они списывали это на дым и высокую температуру, о радиации никто не думал. Но потом они стали терять сознание.

Когда в медсанчасть Припяти доставили первую группу пострадавших, у них был очень сильный «ядерный загар», отеки и ожоги, рвота, слабость. Почти все первые ликвидаторы погибли. Хоронить героев пришлось в запаянных гробах под бетонными плитами — настолько радиоактивны были их тела.

Заглянуть в жерло реактора

Сразу после взрыва работники АЭС еще не понимали, что именно произошло. Необходимо было найти место ЧП и оценить разрушения. В реакторный зал отправили двух инженеров. Не подозревая об опасности, они подошли к месту взрыва и увидели, как из жерла разрушенного реактора бьет красный и голубой огонь. На людях не было ни респираторов, ни защитной одежды, но они бы и не помогли — излучение достигало 30 тысяч рентген в час. От него жгло веки, горло, перехватывало дыхание.

Через несколько минут они вернулись в зал управления, но были уже загорелые, словно месяц жарились на пляже. Оба вскоре умерли в больнице. Но их рассказу о том, что реактора больше нет, сначала не поверили. И лишь потом стало ясно, что реактор бесполезно охлаждать — надо тушить то, что от него осталось.

Убрать графит за 40 секунд

Когда взорвался четвертый энергоблок, куски ядерного топлива и графита из реактора разбросало по округе. Часть упала на крышу машинного зала, на третий энергоблок. У этих обломков был запредельный уровень радиации. В некоторых местах можно было работать не более 40 секунд — иначе смерть. Техника не выдерживала такого излучения и выходила из строя. А люди, сменяя друг друга, лопатами счищали с крыши графит.

Из рассказа очевидца: «Нам открылся вид на 4-й энергоблок сверху. Зрелище было невероятное! Поймите, энергоблок парил! Это выглядело так, будто весь воздух над ним дрожал. И запах такой был… Как озоном пахло. Как будто в медкабинете после кварцевания. Это необъяснимо».

Трое героев спасли мир

Через несколько дней после взрыва выяснилось, что активная зона разрушенного реактора все еще плавится и медленно прожигает бетонную плиту.   под ней находится огромный резервуар с водой. Если бы поток расплавленного металла соприкоснулся с ней, произошел бы гигантский радиоактивный взрыв — в воздух должны были попасть десятки тонн ядерного топлива. Последствия трудно вообразить, но специалисты считают, что заражена была бы большая часть Европы, вымерли бы целые города.

Любой ценой нужно было добраться до запорных клапанов и открыть их. Вызвались три водолаза: Алексей Ананенко, Валерий Беспалов и Борис Баранов. Они знали, что это, скорее всего, будет стоить им жизни, но все равно отправились к реактору — по колено в радиоактивной воде —   осушили бассейн. Все, о чем они попросили перед тем как уйти на смерть, — это позаботиться о семьях после их гибели.

Но героям удалось выжить! Они захватили с собой шесть дозиметров и постоянно сверяли показания — так они сумели обойти самые опасные участки, никто не получил смертельной дозы.

Одна из самых сложных миссий на ЧАЭС досталась летчикам. Они должны были потушить раскаленные графитовые стержни внутри реактора. Вертолеты совершили сотни полетов над активной зоной и сбросили тысячи мешков свинца, песка, глины, доломита и бора. Летчики зависали над реактором на высоте всего 200 метров. А снизу бил жар и поднимался конус радиоактивного дыма.

При этом ни у вертолетов, ни у людей внутри не было должной защиты и приспособлений для сброса груза. Защищались как могли — в салоне выстилали свинцом пол, оборачивали им сиденья. Многих летчиков рвало уже после двух-трех вылетов, мучил кашель, а во рту чувствовался вкус ржавого железа.

Из рассказа очевидца: «У многих кожа приобретала нездоровый загар — это были первые признаки лучевой болезни. Про себя могу сказать одно: я ничего не ощущал, только очень большую усталость. Мне все время хотелось спать».

Из рассказа очевидца: «Я все время подчеркиваю, что это не было приказом. Но и добровольным решением это назвать сложно. В Чернигове нас построили и рассказали, что произошла авария на Чернобыльской АЭС, что ветер идет на Киев, а там — старики и дети. И предложили тем, кто не желает участвовать в спасательной операции, выйти из строя. Для боевых офицеров это запрещенный прием. Конечно, никто не вышел».

Летчиков, которые гасили реактор, прозвали «ангелами Чернобыля». Им удалось подавить главный очаг радиационного заражения. После ликвидация пожара в реакторе уже можно было приступить к работам на земле. 

Кладбище фонящей техники

В Чернобыль везли много техники — она очень быстро набирала радиацию и выходила из строя. Работать на такой было нельзя. Брошенные машины собирали в специальных отстойниках. Некоторые образцы «светились» на запредельном уровне — например, немецкий радиоуправляемый кран, которым собирали с реактора «фильтры-промокашки». И те самые вертолеты, что зависали над аварийным реактором, поглощая смертельные дозы радиации. А также облученные автобусы, грузовики, пожарные машины, скорые, БТРы, экскаваторы — их оставили ржаветь на кладбищах мертвой техники.

Неизвестно, что собирались с ней сделать позже, но до машин добрались мародеры. Они растащили сначала двигатели, а затем фурнитуру и корпуса

Запчасти продавали потом на авторынках. Многое ушло на металлолом. Эти свалки поражали своими размерами, но со временем почти вся фонящая техника «испарилась» — смертоносное излучение никого не остановило.

Рыжий лес

Одно из самых загадочных и страшных мест зоны — Рыжий лес. Когда-то он был обычным сосновым, разделял атомную станцию и город Припять. По нему ходили туристы, местные жители собирали грибы и ягоды. В ночь аварии этот лес первым принял на себя радиоактивный удар — его накрыло облако из разрушенного реактора. Ветер дул в сторону Припяти, и если бы не этот живой заслон, город получил бы страшную дозу облучения.

Десятки гектаров леса как губка вобрали в себя радиоактивную пыль: у сосен более плотная крона, чем у лиственных деревьев, и они сработали как фильтр. Уровень радиации был просто чудовищным — 5000–10000 рад. От такого смертоносного излучения хвоя и ветки приобрели ржаво-рыжий оттенок. Так лес и получил свое прозвище. Ходили слухи, что по ночам радиоактивные деревья Рыжего леса светились, но достоверных сведений на этот счет нет. Из рассказа очевидца: «У меня кроссовки были „Адидас“, в Твери сделанные. Я в них в футбол играл. Так я в этих тапочках через „рыжий лес“ ходил в промзону станции, чтобы сократить путь. После Чернобыля еще год в них мяч гонял, а потом академик знакомый попросил кроссовки померить на предмет радиации. И не вернул… Их забетонировали».

Рыжий лес решено было уничтожить — он был слишком опасен. Ведь мертвые сухие деревья могли вспыхнуть в любой момент — и радиация снова оказалась  бы в воздухе. Деревья спилили и захоронили в грунте. Позже на этом месте высадили новые сосны, но прижились не все — уровень радиации здесь все еще слишком высок.

Находиться на этой территории запрещено — опасно для жизни.


Телефоны для справок:
Колл-центр 30-029, +79780689872 Детская консультация: 30-020. Неотложная помощь: Пн-Пт с 8-00 до 16-00 тел: +79780689872
Режим работы Черноморской ЦРБ:
Амбулаторный прием Пн - Пт с 8:00 до 18:00
Работа кабинетов врачей-терапевтов участковых Пн-Пт с 08:00 до 15:12
Оказание экстренной и неотложной помощи
круглосуточно